Вернуться на главную страницу

Масленица!

Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Ведь потом долгих семь недель нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Народ и по сей день верит, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя. Масленица 2012 начнется с с 20 февраля и продлится по 26 февраля

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время этого праздника, можно назвать основные. Во-первых, на масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от весеннего, Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе название "Мясное заговенье";. На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Второе правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. "Гостевание"; приобретает самоцельный характер.

Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост". Ощущение праздника передано И. С. Шмелевым в "Лете Господнем": 'Масленица... Я теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - 'масленица'? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту "масленицу" устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч - 'масленицы' исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?"

В дни проводов Масленицы на главной улице города или села было принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды. А знаете ли вы, что раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду на которой пекли блины. Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине, символизирующим ярко пылающее солнце.

Масленица - это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. Их катали на санях по всей деревне, но за плохое и скудное угощенье могли скинуть лицом в снег. У людей католической веры, а также в некоторых украинских деревнях существует обычай наказывать каким-либо образом людей, не вступивших в брак. Считается, что они идут против закона Божия. На Масленицу холостякам к ногам привязывали особую колодку и заставляли ходить с такой меткой весь день.

В последний день Масленицы - Прощеное воскресенье принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что обычно отвечают "Бог простит!".

История Масленицы
Седмица сырная

Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы - блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в православном церковном календаре читаем: '26 февраля/11 марта. Седмица сырная (масленица) - сплошная'. И у церковной масленицы есть своя история, обряды и свой смысл. Храм Большого Вознесения у Никитских ворот. Тот самый, где в 1831 году венчались Пушкин и Гончарова. Леса реставраторов, уходящие под потолок. Полумрак. Ладан. Треск свечей. Мы сидим со священником отцом Владимиром на скамеечке в трапезной. Батюшка раскрывает православный календарь на дате 11 марта (нов. стиль) и закладывает страницу красной ленточкой: - Масленица - это подготовка к семи неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светльми мыслями и чистой душой, - поясняет отец Владимир тихим скорым говорком. - Но как нельзя младенца кормить грубой пищей, так невозможно от прихожан требовать, чтобы они сразу стали на пост. Церковная масленица похожа на сумерки. Плавно опускается ночь и густеют краски, медленно - от дня ко дню -верующие ограничивают себя в пище, общении, неправедных мыслях и поступках. И от службы к службе постигают смысл этого ограничения. Работа над собой начинается задолго до наступления Сырной седмицы, с Недели о мытаре и фарисее (24 февраля). В этот день в храмах читается глава Евангелия, повествующая о том, как молились два человека. И один, фарисей возносил хвалы Господу за то, что он праведен. А другой, мытарь, бил себя в грудь и стонал: 'Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!' И Господь отпустил ему, а не фарисею, все грехи сполна. Ибо, пояснено в Писании, 'всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится'. В этот же день на вечерне к привычной службе добавляется песнопение Великого поста. Это очень красивое действо. Перед тем как затянуть песнь, священники гасят в храме свет - только лампады остаются мерцать у алтаря и икон. Церковь погружается в полумрак. Молящиеся сдвигаются теснее. И в бархатном сумраке, где голоса звучат ниже, а слова значительней, раздается: 'Покаяния отверзи ми двери...' За покаянной Неделей о мытаре и фарисее следует Неделя о блудном сыне (3 марта) - повесть о возвращении грешного, но раскаявшегося человека к Богу. С этого воскресенья богослужения ведутся по Постной Триоди, а к песнопениям добавляется 136-й псалом - 'На реках Вавилонских...'. И в верующих зарождается хрупкая надежда на обретение родины, горнего Иерусалима. Третий акт - Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) - повествование о начале и конце человечества. В родительскую субботу Церковь поминает всех от века умерших православных христиан. А в воскресенье наступает мясопуст - день прощания с мясной пищей, 'отпускания' ее. Сырная седмица, вступающая в свои права с понедельника, это, по сути, постный праздник, хотя пока еще разрешены и молоко, и яйца. В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого Ефрема Сирина о даре покаяния. Но за стенами православный люд, включая и духовенство, веселится напропалую, будто стремясь наесться-нагуляться перед Великим постом. Так было в 1476 году, когда Иван Грозный наблюдал, как в кулачном бою его с ричники кропят кровью лед Москвы-реки. Так было в 1722 году, когда у Красных ворот был сооружен гигантский фрегат на его палубе паясничали Петр I, Екатерина и придворные в масках волков, я равлей и драконов. Так осталось и по сей день. Вот доказательство. Дело было в 1999 году в Суздале, куда я увязалась из любопытства за сво знакомой и ее друзьями - большими поклонниками народных обычаев. Мы смастерили Масленицу: две швабры, красные тряпки, вместо головы - ведро. Всю субботу таскали куклу по городу. А на закате сожгли - воткнули ее в cнег и подпалили одежды. Собрался народ. Взвилось пламя, женщины пустила в хоровод, закружили розы на их павловских платках. И глядя на танцующих я вспомнила вдруг: говорят, давным-давно. Масленица вышла из-за сугробов, увидала мужичонку и подхватила его в пляс. Так и заплясала до смерти... Отец Владимир понимающе кивает.

Многие проповедники обрушивались на масленицу. В конце XVII B Патриарх Адриан даже пытался запретить 'бесовский праздник', но не сумел - только сократил с четырнадцати до се дней. А со временем Церковь и вовсе смирилась с масленицей, и вот, принила ее в число своих обычаев... Последний день масленицы - Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом. Гаснут масленичные костры. Люди навещали могилы предков, а после спешат к вечерне. Воскресная служба начинается как обычно: чтение Евангелия, золотистое облачение священников. Но вдруг все меняется. Наступает новая неделя. Неделя Великого поста. Этот миг отмечен обрядом преоблачения, когда священники выходят к молящимся в золоте, но в фиолетовом - цвете ею скорби и вечности. Службу завершает чин прощения. Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на солею (возвышение перед иконостасом) и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения - за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи... А прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную формулу этого дня: 'Простите меня, грешного, А в ответ: 'Бог простит, как я прощаю' - Это очень трудный обряд. Как это вдруг - поклониться кому-то в ноги, попросить прощения? Непривычно. Но после на душе делается легко-легко. Так говорит отец Владимир. Я же еще поминаю шмелевского Василь Василича, как он, пьяненький, причит; 'Справили маслену... нагрешили... прости... Христа ради...' И думаю, что у народа на все свои правила, и что широкая масленица для того человеку и нужна, чтобы глубже впасть в грех и полнее раскаяться.

Яндекс.Метрика


Хостинг от uCoz