Педагогический опыт - это «золотой фонд» педагогической практики, который питает саму практику и является «питательной средой» педагогической науки. Не будь педагогического опыта, изученного, обобщенного, распространенного и внедренного, все пришлось бы начинать заново. Эффективным способом изучения и распространения передового педагогического опыта является проведение и обсуждение «открытых» уроков опытного педагога.
Особо при этом следует выделить этап обсуждения проведенного урока посещавшими его. Ценность такого коллективного обсуждения процесса проведения и результатов урока в том, что здесь методические приемы, продемонстрированные преподавателем, мастером, подвергаются всестороннему и разностороннему анализу, вскрываются не только достижения, но и промахи и ошибки, формируется обобщенное мнение о существенных сторонах опыта, рассматриваются способы его использования.
Такой урок в апреле был проведён в комиссии горно-металлургических дисциплин Зейнешовой З.А. в группе Г-10У. Вся комиссия без исключения посетила этот урок и не пожалел никто. Урок получился интересным, методически грамотным. Конечно «Опыт копировать нельзя, но можно быть его последователем». Хотелось бы, чтобы так думали и делали все, кто опыт изучает и использует. Это в первую очередь касается молодых преподавателей комиссии – Нурбусинова А.М., Изотова А.В., Илюхиной А.Н.
Хотя и более опытные также могли много почерпнуть для своей педагогической практики –это:
способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках;
способы целевой установки учащихся на качественное усвоение учебного материала урока;
способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся при этом;
проблемное изложение, постановка учащимся попутных вопросов, осуществление «обратной связи», поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому;
эмоциональность изложения, смена методов работы учащихся, интересные примеры, эффект удивления, развитие самостоятельности учащихся;
способы организации работы над различными заданиями, индивидуализация процесса обучения;
выдача разных по сложности и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, проведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся;
способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей, опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам;
способы применения наглядных пособий и ТСО: (минералы и интерактивная доска);
педагогический стиль преподавателя, педагогический такт во взаимоотношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и результаты.
Комзаракова С. Г.
Председатель комиссии горно-металлургического цикла
Риддерского аграрно – технического колледжа.